Психология Как Приобрести Навык: Четыре Практических Правила

    Голосов: 0
  • #1
Почему бывает так сложно приобрести какой-либо навык? Потому что традиционное обучение направлено на получение и усвоение информации, и не делает практически ничего для формирования навыков. Как же успешно и с минимальными усилиями выработать нужный вам навык?

Автор: Нил Рекхэм (Neil Rackham), доктор психологии, основатель исследовательской группы Huthwaite Inc., консультирующей ряд ведущих американских компаний, включая Honeywell, Kodak и Motorola. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Почему бывает так сложно приобрести какой-либо навык? Дело не только в тяжелой работе — мы привыкли с трудом приобретать новые знания. Однако мы часто успешнее получаем знания, чем обращаем их в навыки.

Думается, что одной из основных причин, по которой люди с трудом совершенствуют свои навыки, состоит в том, что они никогда не задумывались об основных техниках приобретения навыков. В школе наш успех зависел от развития техник получения знаний, и большинство из нас отлично справлялись с этой задачей. Но что делала школа, чтобы систематически помогать нам приобретать навыки? За исключением спорта, практически все ответят, что мало или вообще ничего.

Как же успешно и с минимальными усилиями выработать любой навык? Большинство людей легче приобретают навыки, если придерживаются четырех простых правил.

Правило 1. Практикуйтесь только в одном типе поведения единовременно
Обычно, работая над улучшением своих навыков, мы пытаемся сделать одновременно как можно больше. Однако люди, успешно овладевшие сложными навыками, достигли такого результата, практикуя в каждый момент времени только один тип поведения, а не два, и уж тем более не десяток одновременно.

В прошлом году во время полета в Австралию мне досталось место рядом с замечательным человеком по имени Том Лэндри. Как англичанин, я люблю крикет и крокет, и ничего не смыслю в американском футболе. Соответственно, в процессе разговора выяснилось, что мистер Лэндри — известный футбольный тренер. Я признался, что до сих пор ошибочно предполагал, будто «Ковбои Далласа» — это передвижное родео. Поэтому я был поражен, когда Лэндри вкратце рассказал мне о сложной и многоплановой задаче, которую представляет собой тренировка основного состава футбольной команды.

«Если вы сможете использовать только один метод успешного овладения навыками, что вы выберете?» — спросил я у него. Том ответил не колеблясь: «Одновременно работать только над чем-то одним и научиться правильно это делать».

В 1771 г. ту же мысль высказал Бенджамин Франклин. В автобиографии он мастерски описывает, как разбивать сложный навык на составляющие типы поведения и затем работать над совершенствованием каждого типа поведения единовременно. С такой авторитетной поддержкой, как Франклин и Лэндри, без сомнений выдвинем первый и самый важный принцип выработки навыков:
Выберите только один тип поведения, в котором будете практиковаться. Не переходите к следующему, пока не будете уверены, что верно поняли первый.


Правило 2. Тренируйте новый навык минимум трижды

Попробовав что-то новое, вы сначала обязательно почувствуете неловкость. Жмет не только новая обувь. Следует тренировать любой новый тип поведения несколько раз, чтобы комфортно себя чувствовать и успешно работать. Новые навыки надо «разносить», как обувь.

Какой бы навык вы ни пытались улучшить, поначалу будет все ужасно. Как-то я опросил группу из 200 человек, каждый из которых брал уроки гольфа у профессионала, лучше или хуже проходит у них следующая за уроком игра. 157 из них ответили, что после занятия играли с худшим счетом, чем до него.

Каков же выход? Лично я пользуюсь таким принципом:
Никогда не судите, успешен ли новый тип поведения, пока не потренируете его как минимум трижды.


Правило 3. Количество лучше качества

Помните старомодный способ изучения иностранного языка? Вы пытаетесь произнести несколько слов. «Нет, — говорит учитель, — неверное время, вы должны использовать прошедшее продолженное время». Вы пытаетесь опять. «Неправильно, — предупреждает учитель, — на этот раз время верное, но этот глагол неправильный».

Слегка нервничая, вы пытаетесь в третий раз. «Нет, — вновь замечает учитель, — время и глагол правильные, но ваше произношение ужасно». Заметьте что каждое замечание учителя касается качества вашего навыка. Многие из нас годами пытались выучить язык таким способом.

В конце концов мы могли неуверенно, но верно произнести несколько предложений с нужными глаголами, временами и порядком слов. Большинство из нас, несмотря на многолетний упор на качество, так никогда и не достигли такого уровня, чтобы говорить на языке уверенно и комфортно для себя.

Для сравнения посмотрим на современное обучение языку. Обучающимся советуют: «Не думайте о произношении и временах. На данный момент не имеет значения порядок слов, и не страшно, если вы вдруг забудете разницу между правильными и неправильными глаголами. Сейчас нужно одно — говорить, говорить и говорить». Другими словами, делается упор на количество, а не на качество — говорить много важнее, чем говорить хорошо.

Множество убедительных экспериментов доказало, что такой подход с упором на количество речи значительно ускоряет обучение языковым навыкам. В конце первого года студенты говорят на новом языке увереннее тех, кто потратил в пять раз больше времени, обучаясь по старой системе «сначала — качество».

Еще удивительнее, что, много разговаривая, студенты улучшают и качество речи. На самом деле, правильность языка, измеряемая произношением и грамматическими тестами, выше у тех, кто обучался по «количественной» системе, чем у прошедших курс на основе старого, «качественного» метода. Итак, как минимум при обучении языку много говорить на нем значительно важнее, чем говорить правильно.

Тот же самый принцип применим когда вы пытаетесь освоить новый тип поведения:
  • Не задумывайтесь о качественных показателях (таких как плавность или наилучшее построение фразы в изучении языка) — все это препятствует успешному овладению навыком.
  • Старайтесь часто использовать новый тип поведения, и качество вскоре придет само.
Правило 4. Практикуйте навык в безопасных ситуациях
Однажды я вел программу по навыкам проведения переговоров для руководителей компаний. В последний день один из участников задал мне невинный, на первый взгляд, вопрос. «Завтра я продаю свою компанию. Какие уроки из вашего тренинга мне применять на завтрашних переговорах?» Думаю, мой ответ шокировал его.

«Забудьте все, что слышали здесь» — посоветовал я. «Иначе вы всю оставшуюся жизнь будете жалеть, что пришли сюда».

Если вы только что закончили чтение и собираетесь посетить самого важного клиента, забудьте все, что здесь написано. У человеческой натуры есть странное свойство: мы обычно пытаемся тренировать новые навыки в важных ключевых ситуациях. Это большая ошибка.

Новые навыки вызывают неловкость и неудобство, они даже могут негативно повлиять на вашего собеседника. Если вы начнете тренировать их в решающей ситуации, то скорее всего потерпите поражение. Не практикуйтесь на своем самом крупном клиенте. Вместо этого начните с небольших клиентов или с партнеров, которых вы хорошо знаете, или в тех областях, где вам нечего терять в случае неудачи. Другими словами:

Всегда испытывайте новые типы поведения в безопасных ситуациях, до тех пор пока не почувствуете себя комфортно. Не используйте важные встречи для тренировки новых навыков.

Эти правила вместе составляют простую стратегию приобретения или улучшения ваших навыков. Эти четыре основных правила помогут вам улучшить любой навык: от изучения языков до полетов на самолете:
  • Выберите только один тип поведения, с которым будете работать.
  • Выбирайте безопасные ситуации, чтобы попрактиковаться в новом типе поведения.
  • Старайтесь применять новый навык чаще, не обращая в первое время на качество его исполнения.
  • Опробуйте выбранный тип поведения минимум трижды прежде чем судить, работает ли он.

Материал может быть удален по просьбе
 
  • Мне нравится
Реакции: aka
Похожие темы
Сверху