- Регистрация
- 08.05.19
- Сообщения
- 49,846
- Реакции
- 271,180
От внутреннего проговаривания читаемого текста, как главного препятствия скорочтения, можно отучить себя путем определенных тренировок. В течение одного-двух месяцев, а иногда и более необходимо блокировать речедвигательный и речеслуховой анализаторы или нарушать их синхронную работу со зрительным анализатором.
Известны различные методы борьбы с внутренним проговариванием. В одних случаях рекомендуют при чтении прикусывать зубами ручку, карандаш и т. п., в результате чего снимается, хотя и не полностью, деятельность речевого аппарата. В других случаях, наоборот, предлагают активизировать речеслуховые анализаторы, чтобы снять при чтении внутреннюю речь и ее прослушивание; например, петь во время чтения, легонько посвистывать, то есть один вид артикуляции заменить другим, несинхронным с основным процессом зрительного восприятия информации. Наконец, можно создавать помехи для мысленного проговаривания и прослушивания: отключить центральные пункты нервного возбуждения в зоне речи и слуха, например, путем постукивания карандашом в определенном ритме.
Около 15 часов регулярных тренировок такого рода дают положительный эффект: чтение протекает лишь на основе зрительного восприятия и смысловой обработки информации, его темп увеличивается примерно в 2 раза. Можно также выработать свои, удобные для индивидуальных особенностей психики приемы и применять их.
Сказанное совсем не означает, что чтение вслух совершенно не нужно читателю. При обучении, а также при контроле и самоконтроле чтение вслух удобно и необходимо. Оно может быть использовано и как прием при изучении материала. Так, у людей с преобладающей слуховой памятью возникает потребность чтения вслух и обсуждения прочитанного с товарищем. Для проверки правильности написанного текста выступления или письменной работы также целесообразно зачитывать их вслух (полностью или частями).
Чтение вслух весьма полезно и для развития устной речи, выработки литературного произношения, умения регулировать свою речь интонационно и пр. При заучивании наизусть чтение вслух позволяет передать полноту эмоций, богатство смысловых оттенков. Любые формулировки, заучиваемые с помощью громкого чтения, должны быть осмыслены, осознаны в своей сути, а не механически зазубрены.
Однако при самостоятельной работе с книгой чтение вслух малоэффективно, так как происходит с большими затратами времени и энергии, приводит к быстрой утомляемости. Внешняя речь, как дополнительный элемент, нередко тормозит осознание материала.
Рассмотрим ещё один момент, присутствующий в традиционном чтении про себя и существенно его тормозящем, а именно, на регрессиях. Под регрессией понимается непроизвольные, машинально осуществляемые возвратные движения глаз, при которых повторно воспринимаются слоги, слова, целые предложения и даже более крупные блоки текста.
Регрессии возникают также из-за несмелости или недостаточного овладения навыками чтения с листа, из-за нервозности и неуверенности читающего, а также как результат привычки, внутренней недисциплинированности и недостаточной культуры чтения. Частые регрессии отрицательно сказываются на результатах чтения. Нередко остановка и даже незначительный возврат назад по строчке приводят к разрыву логического хода авторской мысли или собственного осмысления.
Всякий, кто ставит задачу сделать работу над книгой управляемой и эффективной, должен научиться следить за своим чтением, волевым усилием освобождать себя от такого рода вынужденных возвратных движений глаз, резко снижающих скорость и качество чтения. Для этого нужно обладать развитым умением концентрироваться на процессе чтения, без отвлечения мысли на посторонние раздражители. Важна установка на смысловое восприятие и усвоение читаемого, умения глазами «вцепляться» в текст и за буквенными знаками узнавать, как бы расшифровывать, заложенное в них содержание.
Заметим также, что скорочтение не отменяет, а, напротив, предполагает и вдумчивое проникновение вглубь изучаемого материала, и длительное время размышления над прочитанным, и постоянное возвращение к особо важным частям текста. В особенности это требование относится к пониманию и усвоению понятийного аппарата и обобщающих выводов.